2007 © История Балаково


I. ГРОЗНАЯ НОЧЬ 15.08.2009

21 июня личный состав кораблей после напряженной флотской работы по сигналу «Отход ко сну» развернул свои флотские принадлежности, подготовил их, лег и крепко заснул.

В 3 часа 15 минут весь личный состав флота был поднят по сигналу «Боевая тревога». Это означало единственное, что на каждом корабле и в частях личный состав на своих боевых постах готовит оружие и технические средства к немедленному действию, исполняя команду «вести наблюдение за воздухом».

Я, будучи на боевом посту вместе со старшиной 1-й статьи Василием Зубовым, при наблюдении за воздухом слышал гул моторов, а затем увидел в лучах прожекторов противовоздушной обороны самолеты. Зенитная артиллерия ПВО одновременно с этим открывает огонь на поражение. И почти сразу видятся нам шлейфы дыма, от падающего в море на подходе к Севастополю, самолета. Как только был сбит еще один самолет между нами возникает недоуменный разговор, что это за самолеты, почему наша артиллерия бьет по своим же? Старшина 1-й статьи Зубов подытоживает наши размышления: «Давай не ломать голову, командир корабля все объяснит».

Все стихло, уже стало светло, прозвучал сигнал «Отбой боевой тревоги». На лидере «Москва» спать больше не ложились, началось обычная работа: уборка постельных принадлежностей в рундуки, зарядка, личная гигиена и завтрак. А в первой половине дня прозвучала команда построения личного состава корабля на верхней палубе.

Капитан-лейтенант Тухов А.Б. объяснил, что фашистская Германия нарушила воздушное пространство и государственную границу от Балтийского до Черного моря. Были подвергнуты бомбардировке Севастополь, Одесса, Смоленск, Минск и Ленинград. Пограничники ведут оборонительные бои, есть разрушения и жертвы. Это означало, что началась война. Лидер «Москва» получил приказ произвести заправку топлива, взять на борт полный комплект боеприпасов, продовольствия и быть на «товсь» для выполнения боевого задания.

26 июня отряд кораблей нанес мощный удар по главной базе румынского флота Констанце. Ударную группу в этом боевом рейде, составляли лидеры «Москва» и «Харьков», которых прикрывал крейсер «Ворошилов», а также эсминцы «Сообразительный» и «Смышленый». Достигнув намеченной цели в 5 часов утра, лидеры «Москва» и «Харьков» легли на боевой курс и открыли огонь. По Констанце всего было выпущено 350 снарядов, в результате попаданий которых на берегу возникли пожары: горели цистерны с топливом, железнодорожные составы с боеприпасами. Наш неожиданный рейд прервал сообщение между Констанцой и Бухарестом.

В воздухе появились вражеские самолеты. Уклоняясь от берегового артиллерийского огня, лидеры следовали зигзагом, под прикрытием дымовой завесы. В 5 часов 20 минут лидер «Москва» подорвался на вражеской неконтактной мине, разломившись в районе первого котельного отделения, стал погружаться в воду. Экипаж мужественно боролся за спасение корабля, но повреждения были слишком велики.

Исключительное мужество проявили моряки лидера «Харьков», который сделал попытку оказать помощь тонущему кораблю, но при этом сам был атакован авиацией противника. От близких разрывов бомб и снарядов у «Харькова» потекли водогрейные трубки в котлах. Ход судна снизился до 6 узлов, и корабль оказался на краю гибели. В это время котельные машинисты Петр Гребенников и Петр Каиров, сознавая всю опасность положения, надели асбестовые костюмы, влезли в раскаленные топки котла и заглушили лопнувшие трубки.

Подобное можно классифицировать только, как подвиг. Не карточный выигрыш, и не счастливый билет в лотерее, а именно подвиг творчества, работа ума, воли и силы. Гребенников и Каиров одними из первых среди моряков Черноморского флота были награждены орденом Красного Знамени.

Я, лично я сам, благодарен тем, кто меня поднял на борт «Харькова», когда взрывная волна на лидере «Москва» выбросила меня в море в бессознательном состоянии. В себя я пришел только в госпитале.

В книге «Должности соответствует» контр-адмирал Коновалов писал: «Судьба экипажа лидера «Москва» стала известна значительно позже. Многие моряки корабля погибли, в том числе и заместитель командира корабля по политчасти батальонный комиссар Г.Т.Плющенко. Командира корабля А.Б.Тухова взрывной волной выбросило с мостика за борт в море. Он в бессознательном состоянии вместе с 69 моряками был взят в плен. Всех их заключили в концлагерь. Позднее командиру лидера «Москва» удалось организовать побег моряков из плена, соединиться с партизанами и в партизанском отряде сражаться с гитлеровцами. 5 марта 1944 года А.Б.Тухов под местечком Головановск близ Одессы за два часа до ее освобождения погиб в жестоком бою с отступающими гитлеровцами»


2007 © История Балаково